Национальный театр

Национальный театр

Инновационный и стремительный XIX век – это:

  • Романтизм и национализм,
  • Весна народов и призрак коммунизма,
  • Луддиты, дарвинизм и отмена крепостного права,
  • Ливингстон, Ницше, Эдисон, Достоевский и Рокфеллер,
  • Суфражизм, протекционизм, импрессионизм, академизм и историзм…

Всё перечисленное наносило в жизнь эволюционного песка, обновляло устоявшиеся парадигмы и бетонировало основательный фундамент для XX столетия.

  • Пубертатное и задиристое нацсамосознание тогдашних чехов требовало безоговорочного европейского признания и международного респекта.

В поисках яркого самовыражения  и стала вызревать амбициозная идея постройки большущего новомодного театра, под сводами которого бы:

  • разносились брутальные народные панегирики,
  • зажигались звёзды общеевропейского масштаба и
  • звучали патетические хоралы чешских композиторов.

Кулуарные разговоры обо всём этом начались в светских пражских салонах накануне назревавших декларирований новых европейских государственностей (1848-1849 г.г.), в немалой степени поспособствовав и всечешскому восстанию со стрельбами и жертвами.

Спонтанно и стохастически сформировавшийся Комитет по возведению Народного театра закупил в 1852 году гектар пражской земли на влтавской набережной возле новенького моста Францу I и дело медленно, но верно двинулось к овеществлению эпической национальной затеи...

Ввиду недостатка средств одним из лидеров чешского нацвозрождения Франтишком Ригером было предложено строительство Временного театра, что и было реализовано по проекту чрезвычайно плодовитого в ту эпоху архитектора Войтеха Игнаца Ульмана аккурат к 18.11.1862.

  • К слову сказать, одновременно с этим формировался и застраивался весь Национальный проспект, называемый ныне улицей Народной.
  • Известные всякому меломану Антонин Дворжак и Бедржих Сметана трудились здесь же – один был виолончелистом, а другой капельмейстером.

16.05.1868 в паре шагов от Временного театра врыли первый из 29 свезённых сюда из разных значимых мест закладных камней, а 11.06.1881под патетические аккорды оперы Сметаны «Либуше» архитектор Йозеф Зитек принимал заслуженные овации, букеты и искренние поздравления.

 Однако, как поётся, «Недолго музыка играла, недолго пел аккордеон»…

12.07.1881 из-за неосторожного обращения с огнём новенькое театральное здание основательно сгорело, а Временный театр был вынужден снова заступить на вахту.

Пожар Национального театра получил статус «общенародной катастрофы» и в течение полутора месяцев половина всех пражан с тысячами тысяч прочих чехов пожертвовали средства на его восстановление. Впрочем, колоссальной оказалась и сумма, выплаченная страховой компенсации…

Реконструкционные работы проходили при участии архитектора Йозефа Шульца.

18.11.1883 в отреставрированном театре снова давали «Либушу» Сметаны…

В 1977-1983 годах рядом с новоренессансным зданием Национального театра была построена так называемая Новая сцена в духе модного в те времена архитектурного брутализма.

Оказавшись в этих местах во время своей экскурсии по Праге, я готов рассказать о прошлом и настоящем Национального театра больше и подробнее.