Эммаусский монастырь

Эммаусский монастырь.

Эммаусский монастырь

Эммаусский монастырь – это архитектурный изыск, неизменно вызывающий порцию «что, зачем и почему?».

В рамках традиционной экскурсии по Праге в его краях я оказываюсь довольно редко, поэтому расскажу об Эммаусском монастыре здесь и сейчас.

Эммаусский монастырь – это архитектурный изыск, неизменно вызывающий вопросы «что, зачем и почему?». Странное монастырское название – пожалуй, самое высокочастотное удивление.

Впрочем, никакое оно не странное для тех, кто читал канонические Евангелия...

В Евангелии от Луки рассказывается об идущих из Иерусалима апостоле Клеопе и его спутнике Луке. Они обсуждают последние события Страстной недели, как вдруг им встречается некто, с кем они проделывают оставшийся до Эммауса путь. А там, во время трапезы, спутник подаёт им благословенного хлеба и его инкогнито раскрывается… Клеопа и Лука видят перед собой накануне распятого Христа.

Поскольку всё это происходит в тот самый день, когда Пётр вместо погребённого Иисуса обнаружил лишь погребальные пелены, событие в Эммаусе считается аллюзией Воскресенья.

Затея построить Эммаусский монастырь в Праге появилась в далёком 1346 году. Говорят, тогдашний король Карл IV всей душой радел за примирение разругавшихся христианских конфессий. Однако Чешское королевство было католическим, а потому пердимонокль в виде задуманных Карлом IV славянских литургий не мог случиться без специального разрешения понтифика.

И хотя папа римский и король чешский вроде бы были старыми приятелями, высочайший «одобрямс» стоил последнему центнера нервов и мешка крови…

В итоговом коммюнике Климента VI особо подчёркивалось, что подобное безобразие на территории Священной Римской империи разрешается в первый и последний раз.

В 1372 году монастырь во славу Девы Марии, святого Иеронима, Кирилла с Мефодием и Войтеха с Прокопом был освящён пражским архиепископом Яном Очко, и хорваты-бенедектинцы начали богослужить на старославянском языке.

Оттого Эммаусский монастырь в Праге называется ещё монастырём на Слованах

Эммаусский монастырь

Долго ли, как говориться, коротко ли…

В начале XV века началась гуситская чехарда, и в эти смутные времена старые добрые старославянские традиции канули в Лету.

  • В 1635 году Эммаусский монастырь был передан бенедектинцам из испанского Монсеррата.
  • В 1880 году испанских бенедектинцев сменили бенедектинцы немецко-чешские.
  • В 1919 году после провозглашения Чехословакии эммаусских монахов из монастыря повыгоняли, однако через год вернули обратно.

За время изгнания монахи-немцы успели рассосаться по другим монастырям, так что к родным Пенатам вернулись только чехи. Жили они там поживали в благополучии и в своих бенедектинских молитвах, иногда проводя службы даже на старославянском языке…

Однако спокойная монашеская жизнь закончилась с началом Второй мировой войны: 18 июля 1941 всем эммаусским монахам немецко-фашистские захватчики велели выйти вон.

Несколько лет осиротевшие монастырские стены горестно плакали и скучали по монахам, а монахи тосковали по своим уютным кельям. Однако самая большая неприятность для Эммаусского монастыря, как оказалось, была ещё впереди.

14.02.1945 доблестные американские авиаторы якобы случайно перепутали Прагу с Дрезденом и вывалили на неё полторы сотни тонн бомб, частично обрушивших и монастырский комплекс.

То, что не стало руинами от прямых попаданий, сгорело или осыпалось само по себе.

Эммаусский монастырь

После прихода к власти коммунистов никаких монахов с их богослужбами в Эммаусском монастыре, само собой, не было и в помине, а монастырские помещения были переданы Академии наук, контролировавшей строительно-восстановительные работы.

В 1968 году у монастыря появились те самые бетонные крылья-шпили, которыми он обращает на себя внимание прежде всего.

После подписания последних актов приёма-сдачи 21.04.2003 Эммаусский монастырь был освящён и принялся функционировать во всю свою монастырскую силу. 

Эммаусский монастырь

Оказавшись под его стенами во время экскурсии по Праге я готов побеседовать и о церковной схизме, и о конфессиональных различиях, и о монашестве как таковом больше, глубже и подробнее...