Экскурсии по Праге. Путеводитель. «Висящий человек» Давида Черного

Экскурсии по Праге. Путеводитель. Висящий человек

Без гида экскурсии в Праге скучны. Коль скоро под руками нет живого, то пусть будет хотя бы путеводитель.  

Имярек Фрейда давно стал нарицательным для врачей эмоционального «перегрева», а в широких кругах незнаек – и подавно мемом.

Последним, вообще говоря, стоит иметь в виду, что:

  • в древнеегипетских медицинских папирусах Кахуна истерия считалась болезнью вагины;
  • Гиппократ был убеждён, что циклические сбои у дам связаны с блужданием матки по организму;
  • Платон относил истерию к опасной форме женского бешенства;
  • столетиями бесноватость лечилась молитвами, экзорцизмом или кострами;
  • в XVI веке пациентов Бетлемской королевской больницы сажали на цепи;
  • в 1792 году главврач французского Бисетра Филипп Пинель проснулся знаменитым гуманистом, едва начав практиковать моральную поддержку душевнобольных.
  • И лишь Фрейд первым стал разрабатывать теорию для систематического лечения истерических расстройств.

С точки зрения популярной ныне когнитивно-поведенческой терапии её эффективность, само собой, невысока, однако стоит признать, что Сигизмунд Шломо – величайший добряк, революционер и умница.

  • Тем не менее, он таки умудрился превратиться в записного шута и автора бесчисленных «оговорок по Фрейду», к которым имеет такое же отношение, как капитан Эдвард А. Мёрфи к «законам Мёрфи».

Одним из эксплуататоров медийного образа первопроходца-психоаналитика стал уроженец Праги и гуру скульптурного эпатажа Давид Черный, в 1996-м сваявший это:

 Путеводитель по Праге. Висящий человек

Сам автор объясняет сие как овеществление стресса, безвыходности и отрешённости на переломе тысячелетних эпох и болезненной смене застарелых парадигм.

К слову сказать, в доме U Sladkých, к крыше которого прикручен старина Фрейд, некогда проживал один из архитекторов-протагонистов конца Средневековья Матей Рейсек, приложивший руку:

Кроме восторгов эпикурейцев и философических рассуждансов стоиков, раскачивающийся на трицепсе Фрейд неизменно вызывает нервические припадки у чувствительных скептиков,

  • иногда от неожиданности глотающих горстями валокордин,
  • или в ужасе вызывающих наряды полицейских, медиков и пожарных.

При всей риторичности композиции и неоднозначности позы, «Висящий человек» уверенно лидирует в рейтинге пражских курьёзов, регулярно забираясь на первую строчку или ненадолго уступая её чему-нибудь ещё более забористому.

Впрочем, на верхних ступенях пьедестала, как правило, по-любому, располагаются творческие выплески всё того же Д. Черного.

Как и многие его инсталляции, «Виселец» иногда отправляется попутешествовать по миру, креативно представляя чехов на всевозможных увеселительных ярмарках и международных выставках.

В разное время Фрейд:

  • раскачивался над огромным перекрёстком в Мичигане,
  • висел над экспозициями Стокгольмского музея
  • и до икоты пугал жителей Чикаго.

Ныне его можно найти в Старом городе над пересечением улиц Husovy, Jilské и Na Perštýně.   

P. S. Одна из моих экскурсий по Праге посвящена творчеству Д. Черного.