Дворец Адриа

Дворец Адриа

Без гида экскурсии в Праге скучны. Коль скоро под руками нет живого, то пусть будет хотя бы путеводитель.  

Прага – это архитектурный винегрет и круглосуточная иллюзия пульсирующей истории. 

  • Многообразием своих форм этот город поражает даже автохтонов, а
  • заезжие туристы и вовсе валятся в синкопу перед каждым его фронтисписом.

Сочные размашистые мазки готики, ренессанса и барокко видны отовсюду, однако глубинный эстетизм и подлинный культ городской красоты более всего доносит разностилье начала XX века.

Именно тогда, на переломе столетий, новые технологии и общественный футуризм:

  • распрямляли средневековые улицы,
  • вкапывали канализацию в толщу земли и
  • заполняли город революционными формами.

Выстреливший вскоре после Большой войны рондокубизм, иногда называемый чешским ар-деко, запросто можно утвердить национальным стилем, поскольку его зарождение совпало с первыми шагами чешской государственности.

Отцами нового «архитектурного вкуса» принято считать Павла Янака и Йозефа Гочара, оттачивавших своё виртуозное мастерство на самых ранних кубистических проектах начала XX века.

  • Именно им удалось обострить устоявшийся кубистический концепт народными мотивами и добиться выразительной интеграции античных скульптур в строгие фасады.

Сказать по правде, поначалу непривычный декор и непонятные пропорции вызывали лишь удивление пражан и критику со стороны коллег, однако в итоге рондокубизм всё-таки стал национальной гордостью и имплантировался в исторические традиции.

  • Ярчайшим же экспериментом над линиями, формами и колером можно считать дворец Адриа, започатый в 1923 году.

 

В 1910 году руководство транснациональной страховой компании из Триеста Riunione Adriatica di Sicurtà приняло решение построить себе солидный пражский офис.

Началось всё с приобретения бывшей усадьбы епископа-графа Туна, раскинувшейся на двух тысячах квадратных метрах Нового города.

  • Разрабатывать проект корпоративной резиденции поручили архитектору Йозефу Засху, а проектировать дизайн фасада Павлу Янаку.
  • Украшением ниш и деталями интерьеров занимались скульпторы, резчики и чеканщики: Малинский, Гутфройнд, Штурс, Дворжак, Кафка и Майерл.
  • Всеми ими был овеществлён сногсшибательный замысел, преисполненный лапидарным рационализмом и пафосным итальянским ренессансом.

К 1926 году на пыльном и шумном пражском перекрёстке, известном ныне как Юнгманова площадь, вырос преогромный и необычный дворец, названный Адриа.

  • До поры до времени в нём располагались канцелярии, знаменитое кафе Reunion и текстильные магазины Баргоня.
  • Позже здесь же обосновались страховщики из Славии и знаменитый «Киноклуб».
  • Ныне тут «Галерея критиков», ресторан Adria, театры Laterna Magika, Za branou и Bez zábradlí, а также кинозал и немного магазинчиков.

За последние полвека здание неоднократно ремонтировалось, а последняя реконструкция, в результате которой ему была полностью возвращена архитектурная аутентичность, прошла в конце недавних 90-х.

 Во время своей экскурсии в Праге (или какой-нибудь экскурсии по Чехии) я готов рассказать о европейском строительном буме начала 20-х годов прошлого века больше и подробнее.