Храм Святого Николая на Малой Стране
Сейчас речь о церкви Святого Николая на Малой Стране.
Из имеющихся у историков документов следует, что там, где ныне красуется храм Святого Николая, в 1283 году уже стояла приходская церковь.
…После сражения 8 ноября 1620 года в Чехии началась Рекатолизация, ведущим игроком которой с подачи Фердинанда II стал Орден св. Игнатия.
Время было дикое и жёсткое, однако для иезуитов оно выдалось страсть каким авантажным.
Получив исключительные права практически на всё, они в числе прочего поспособствовали распространению эпатажного барокко.
Курируя возведение сакральных дворцов, транслирующих новые философские концепты, эти ребята быстро сделались генералами образования, наук и светской жизни.
В 1625 году их усилиями на нынешней Малостранской площади начал выстраиваться инновационный проект, выходящий за рамки тогдашнего эстетического сознания.
По замыслу Общества Иисуса, он должен был споспешествовать реанимации канонической религиозности, сильно деформированной влиянием Уиклифа-Гуса-Лютера.
Малостранская эпопея началась с выкупа окрестных домов-земель, сноса всего лишнего и церемониальной закладки первого камня в 1673 году.
Разные причины и стечения обстоятельств тормозили строительство несколько десятков лет, однако с 1703-го дело пошло на лад, и первое освящение церкви состоялось в 1711 году.
Главным храмовым зодчим вплоть до своей смерти был Кристофер Динценхофер, а с 1722-го бразды архитектурного руководства принял его сын Килиан Игнац, параллельно занимавшийся аналогичным проектом в Старом Городе.
В 1752 году состоялось второе освящение почти законченного костёла, однако в течение ещё нескольких лет велись внутренние отделочные работы.
Храм Святого Николая на Малой Стране венчает восьмидесятиметровая колокольня Ансельмо Лураго и окружают две часовни: Святой Варвары слева от входа и Святой Анны – справа.
Ныне здесь регулярно проводятся концерты, и звучит орган, на котором когда-то сыграл сам Вольфганг Амадей.
Однако самое потрясающее из всего, что тут есть – это полторы тысячи квадратных метров фресок свода главного нефа, посвящённых житию Николая Мирликийского и поражающих даже не столь масштабом, сколь художественным совершенством!
Оказавшись здесь во время экскурсии по Праге, я готов порассуждать:
- о характерных барочных орнаментах и узорах,
- о преобразовании греческой философии в игривые виньетки,
- о природе получеловечности-полузвериности лепных фигур,
- о розетках, ламбрекенах, зубцах и кистях,
- о сопряжении кривых линий с прямыми,
- об арабесках и рогах изобилия,
- о физике напряжения в рельефах, наконец.