Чумной столб в Градчанах

Чумной столб в Градчанах

Чумной столб на Градчанах

И в незапамятном стародавье Фридриха Барбароссы, и в годины Жан-Батиста Гренуя подцепить чуму-оспу-ному у могилы святого Иакова или в рыбном ряду парижского рынка, потом неизлечимо заболеть и почти сразу отбыть к праотцам – было делом будничным, пустяшным и верняшным.

Молитвы, самобичевание, заговоры и рассуждансы о гуморах были так же бесполезны, как и всевозможные Causae et curae, Ars Moriendi и Tacuinum sanitatis, на которых учились врачеватели монастырских больниц, госпитальерских hospites или лазарета в Монпелье.

Ну а классическая Apothecа с её колдовскими мазям, притираниями, отварами и настоями – это и подавно трагедийная притча, к счастью, из давно ушедших времён.

Проку и опасности от тогдашней «медицины» было примерно поровну, но именно на ней взрослело человечество и именно благодаря ей таки пришло сегодняшнее здравомыслие.

Многие века авторитет врачевателей по всем фронтам пасовал перед силой веры и потому первопричина болезней однозначно понималась как божья кара, а обстоятельное лечение в основном заменялось молитвами.

Чума – это одна из наистрашнейших бед Средневековья, многократно вдоль и поперёк выкашивавшая всё и вся на обширном европейском континенте.

Её волны только с XIV по XVIII века накрывали чешские земли по меньшей мере три десятка раз, при этом регулярно унося за собой многие тысячи человеческих жизней.

Призывы к Деве Марии, св. Варваре, св Франциску Ксаверию, св. Карлу Борромею, св. Роху и святому Себастьяну во все эти времена считались сверхнадёжными посылами в небеса и прямой дорогой к исцелению.

Не зная первопричин смертельных недугов, люди тем не менее догадывались вводить карантины, закрывать храмы и проводить молебствия на хорошо продуваемых площадях.

С некоторых пор, в знак благодарности небесам за избавление от чумы, на местах, где проходили покаянные молебны, начали устанавливать колонны венчаемые образом Богоматери. 

Первым чумным столбом Центральной Европы принято считать мюнхенский, воздвигнутый в 1638 году.

С тех пор такого рода исполать стала шириться по германским землям, со временем добравшись и до Чехии.

Последний пандемический мор, прошедшийся смертельным катком по Праге, пришёлся на 1713-1715 г.г. – в те самые годы множество повинных молений проходило в сотне метров от Пражского Града.

Позднее, в 1725 году, император Священной Римской империи Карл VI одобрил проект Марианской чумной колонны на Градчанской площади. 

Над уникальным барочным творением славно потрудились мастера каменных дел Фердинанд Максимилиан Брокофф и его ученик Игнац Франтишек Вайс. 

Их усилиями вокруг воттивной стеллы в сакральном ансамбле собрались: св. Вит, св. Вацлав, св. Войтех, св. Карл Борромей, св. Ян Непомуцкий и св. Елизавета Тюрингская.

Торжественное освящение памятника состоялось в 1736 году. 

В течение полутора столетий, украшавшая колонну двухметровая Дева Мария, стоя на ветру, под дождями и снегом, покрывалась трещинами, осыпалась и ветшала.

В 1894 году скульптор Людвиг Вурзел изготовил её точную копию, а оригинал унесли в Лапидарий на Выставиште.

С тех пор и по сей день знаменитая чумная колонна на  Градчанской площади Праги стоит в неизменном виде, повествуя всем любопытствующим долгую-предолгую сагу о драматических временах Средневековья с присущими им страхами, верой и незнанием.

P. S. Во время своей экскурсии в Праге я готов рассказать о философии антисанитарных европейских столетий значительно больше и гораздо подробнее.