Марионетки в Праге

Марионетки в Праге

Вопросы о сувенирах из Праги так же очевидны, как и ответы на них.

Ну, а коль скоро все сувенирные лавки до отказа забиты марионетками, надо бы рассказать о том, кто они и откуда у чехов к ним такая любовь.

…Давным-давно, когда у всех на слуху были лишь библейские истории и герои, поучительные представления разыгрывались исключительно по сюжетам этой книжки.

  • Сначала персонажей рисовали, и они были абсолютно неподвижны,
  • а потом в труппы стали «набирать» статичных и неподвижных кукол.

Уже на подмостках  Древнего Египта зрители синхронно с ними задумывались, рыдали или до колик хохотали.

  • Родиной полноприводных кукол, чьи органы движения пускались в пляс благодаря привязанным веревочкам, считается Италия. 

Название «марионетка» чаще всего отождествляется с именем Божьей Матери, фигурка которой оказалась первой в строю пионеров кукольной эволюции – у знатоков на слуху итальянская деревянная «Святая Мария», ловко поднимавшая руку в приветственном благословении.

Спустя время театрально-кукольные мероприятия стали непременным атрибутом церковных праздников и базарных игрищ.

  • Жадность, тупость и гротескная округлость кукольных священников спорадически вызывали у зрителей приступы гомерического хохота,
  • однако Церковь, как правило, к кукольным мистериям относилась снисходительно – ниспосылать проклятия было принято только на живых актеров.

Впрочем, бывали времена, когда очередные клерикалы-ортодоксы, яростно сражаясь с любыми проявлениями антропоморфизма, били марионеток молотками, выражая тем самым антипатию к любому очеловечиванию всяких механических штук.

Тридентский собор 1545 года выразил своё однозначное «фе» любым религиозным мистериям, благодаря чему они довольно быстро сменились сатирой и фарсом.

  • Кукольный театр зажил в новых формах, не собираясь исчезать или давать себя в обиду.

Постепенно театрально-кукольное искусство просочилось во все европейские страны, где марионеточный театр лишь усовершенствовался:

  • куклы стали сложнее и органичнее, а
  • кукловоды превратились в профессиональных «мастеров-управленцев».

В Чехию марионетки проникли вместе с бродячими актёрами, разыгрывавшими кукольные представления на базарных площадях.

К началу XVIII столетия у чехов появились свои марионетки, а интерес к новому жанру довольно скоро породил множество династий мастеров-кукольников.

  • «Деревянных артистов» плодилось всё больше,
  • их роли становились глубже и разнообразнее,
  • а спектакли – зрелищнее и драматичнее.

Со временем и само действо переместилось с пыльного рынка в обустроенный театр.

Марионетки в Праге

На сегодня в Праге немало камерных площадок, где марионетки, ставшие давным-давно одним из символов чешской культуры, дают полноценные комедии, мелодрамы и водевили.

 А в пражских сувенирных магазинчиках, коротая время за неспешными беседами, болтают ножками, сидя на полках в ожидании покупателей:

  • Трамп и Путин,
  • Хоттабыч и Мюнхгаузен,
  • Баба Яга и Карл IV.  

Набив чемодан этими персонажами, дома запросто можно будет поставить какой-нибудь мюзикл.