День святого Валентина

День святого Валентина в Чехии

Без гида экскурсии в Праге скучны. Коль скоро под руками нет живого, то пусть будет хотя бы путеводитель

Традициям всевозможных гуляний и застолий, по меньшей мере, уже три тысячи лет.

При этом предыстория наистарейшего Навруза и большинства последующих праздников, известна очень и очень немногим.

И если с Рождеством всё более или менее понятно, то со всякими Антестериями, Сатурналиями и Бабьими кашами ясности нет почти никакой.

Любимый многими «День святого Валентина» в этом смысле ничуть не исключение, а связанные с ним общественные рефлексии – это лишь апперцепции, маскирующиеся под перцепции.

Далее о нём подробнее и, собственно, по порядку...

Как полагается в таких случаях, начну с легенд.

Первая из них рассказывает о том, что во времена бесчисленных войн римлян с готами, герулами, гепидами, эрулами и певкинами доблестная римская армия стремительно редела и ощутимо страдала от дефицита героических гастатов, принципов и триариев. Вот тогда-то, дабы воинов ничто не отвлекало от безоглядной готовности замертво пасть в бою, император Марк Аврелий Валерий Клавдий по прозванью Готский якобы и распорядился запретить говорить влюблённым вьюношам своим избранницам «Ты будешь мне женой». И именно тогда будто бы выискался некий доброхотный полевой врач, бывший ещё и тайным христианским священником, именуемый Валентином из Терни, помогавший легионерам писать любовные письма, передававший цветы их барышням и даже иногда под покровом ночи тайно венчавший влюблённые пары. 

Как-то раз этот самый Валентин женил им же обращённых в христианство молодых, а вскоре по доносу все трое были задержаны и отправлены в тюрьму.

Желая приободрить отчаявшихся и перепуганных новобрачных, он переправлял им через стражников ободряющие письма с изображением целующихся лебедей, символизирующих христианскую любовь и ставших прообразом всем известного знака сердца. В конце же концов нукеры Клавдия II приговорили Валентина к изрядному побитию плетьми, а потом и вовсе отрубили ему голову.

Другая легенда повествует о некоем епископе Валентине Интерамнском, исцелившим молитвой неизлечимо больного сына римского патриция. Позже его, отказавшегося отречься от Христовой веры и участвовать в жертвоприношении языческим богам, а также прошедшего через множество тяжелейших испытаний, 14 февраля лишили головы.

В обеих легендах имя Валентина накрепко связывается со страданиями за святую веру, и посему проникнуть в христианские традиции ему было предначертано самой судьбой.

Долго ли, как говориться, коротко ли...

В 496 году, незадолго до смерти, страстно боровшийся с языческими пережитками Папа Геласий I настоял на забвении римского праздника женской плодовитости. Считается, что на смену этому Лупрекарию пришло, незадолго до этого утверждённое на Халкидонском соборе, Сретение Господне с «пристёгнутым» к нему вдобавокДнём святого Валентина.

Сказать по правде, в те далёкие времена речь шла исключительно о почитании мученичества как такового и нисколько ничьи влюблённые сердца вовсе не имелись в виду. 

Позже в память о Валентине неподалёку от Мульвийского моста (где он был казнён) построили церковь, потом его имя начало упоминаться в римских миссалах, литургических книгах и Мученических актах, а ещё позднее канонический лик известного святого с мечом и пальмовой ветвью стал довольно часто изображаться на всевозможных иконах.

Что же касается романтизации образа этого самого Валентина, то она началась с поэмы Джеффри Чосера «Птичий парламент» (1382 г.), где День святого Валентина был представлен особо значимым для влюблённых, в который «даже  птицы начинают искать себе пару». 

К слову сказать, те знаменитые 699 строк посвящались помолвке юного Ричарда II и дочери Карла IV Анны Чешской.

Далее трогательная тема влюблённых подхватилась в конце XVI века, потом столетие спустя встретилась у агиографа Албана Батлера в «Житии святых», после начала тиражироваться во множестве романтических произведениях и, наконец, упомянулась в энциклопедии Брокгауза и Эфрона, описавшей старинный англо-шотландский обряд, благодаря коему девушки и парни находили себе пары.

Самой первой валентинкой принято считать письмо герцога Орлеанского, отправленное из лондонского Тауэра любимой жене 14 февраля 1415 года.

...Что же касается дня сегодняшнего, то давно не числящийся в католических святцах, но разошедшийся по всем континентам праздник влюблённых, оброс трогательной любовью землян и всяко-разными местечковыми традициями. 

К примеру, в Японии 14 февраля принято дарить шоколад, датчане преподносят друг другу засушенные цветы, французы – драгоценности, а в Саудовской Аравии праздник категорически запрещён.

В Чехии же на День святого Валентина дарят открытки, разные безделицы и где ни попадя застёгивают замки любви, зовя их «залогами верности».

Пы. Сы. Во время своей экскурсии в Праге (или в течение какой-нибудь экскурсии по Чехиия готов рассказать о предысториях и других праздников, отмечаемых в этой стране.