Полезная инфа

Чешский кинематограф

Чешский кинематограф

В. И. Ленин, по словам Луначарского, однажды ему якобы сказал:

«Вы у нас слывёте покровителем искусства, так вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств, для нас важнейшим является кино».

  • Дело это было в 1922 году, и к этому времени мир уже успел основательно подсесть на иглу самодвижущихся картинок.

В общемировой киноиндустрии Чехия присутствует практически с первого дня и играет далеко не последнюю роль. 

  • Полные и неполные метры,
  • киножурналы,
  • сериалы и
  • мультики

в этой стране снимают уже более сотни лет, и снимать, надо полагать, продолжат.

Далее пара слов об истории и эволюции чешского кинематографа…

Застрельщиком местного иллюзиона принято считать Яна Кршиженецкого, 3.07.1898 явившего белу свету короткий фарс «Свидание у мукомольни».

  • По авторскому замыслу несколько мужичков в канотье и фетровых шляпах полторы минуты поколачивали ухажёра престарелой мельничихи, а он как мог отбивался зонтиком.

Шедевр отсняли на семнадцати метрах киноплёнки, а его показ сопровождали весёлым бренчанием тапёра.

  • В 1903 году на смену короткометражному кино пришёл Feature film и, как говорится, пошло-поехало…

Недолго потыкавшись туда-сюда, словно слепые котята, пионеры чешского фильмоделания довольно быстро обрели навыки весьма продвинутых мастеров и поставили киноиндустрию на крепкие здоровые ноги.

  • Первыми кинотеатрами служили простенькие деревянные будки и отельные салоны.
  • Однако очень быстро на смену им пришли стационарные синематографические театры.

Первый из них был открыт 8.06.1907 на Большой площади в Брно, а второй – в доме «У Синей Щуки» что на пражской Карловой улице. 15.09.1907 там появился наипервейший столичный кинотеатр с пятидесятишестиместным залом.

  • Всякий раз перед началом сеанса его владелец Виктор Понрепо выходил на авансцену, чтоб проанонсировать кинофильм и помочь зрителям рассесться.

Столичная публика довольно быстро привыкла к новому развлечению, и спрос на него начал интенсивно расти.

  • В течение нескольких лет в Праге появились синематические салоны: Illusion и Na Slovanech, Divadlo Edison и Kinematograf Franze Oesera, Lido Bio и Bio Lucerna, Konvikt и Royal Bioscop Ponec.

Благодаря этим заведениям зрители знакомились с творчеством звёзд немого кино и втягивались в кинематографическую культуру, подпитывая её молодую почву искренним восторгом и неподдельным интересом к новому искусству.

  • 28.06.1914 был застрелен Франц Фердинанд, и началась Первая мировая война.
  • Кинозрители отправились в окопы, а синематограф надолго впал в анабиоз.
  • Четыре года свирепой бойни превратили Европу в груду стран с убитой в хлам экономикой.

Однако при всём том чешский кинематограф не умер, а напротив продолжил стремительно развиваться.

  • 19.09.1930 на экраны вышел первый звуковой стартап «В то время как струны рыдали».
  • Не будучи высоко оценённым критиками, тем не менее, он стал основой академического чехословацкого киноискусства.

К слову сказать, в 1921 году дядя и отец будущего президента Вацлава Гавела основали студию по производству фильмов, впоследствии ставшую аванпостом чешского кинематографа.

  • Декретом Бенеша от 11.08.1945 Баррандовская киностудия перешла под контроль Чехословацкого государства и стала служить платформой, на которой пестовались сотни известнейших фильмов.

В 1947 году при пражской  Академии исполнительских искусств был создан факультет кино и телевидения.

  • В том же году режиссёр Борский снял историческую драму «Ян Рогач из Дубе» – первый цветной чехословацкий фильм.

В послевоенный период наравне со своими местными коллегами в Праге творили: Ростоцкий, Александров, Бондарчук, Кулиев, Митта, Михалков, Панфилов, Хотиненко, Герман и другие советские режиссёры, чьи произведения и поныне любимы многими миллионами зрителей.

Кроме того, студийными и аппаратными возможностями Баррандовской киностудии по сей день пользуются постановщики немецких, французских, итальянских и американских боевиков-комедий-мелодрам.

Многие из популярнейших голливудских экшнов, среди которых «Казино Рояль», «Иллюзионист» и «Бросок кобры», частично снимались и монтировались в Праге.

Ну а десятки прославленных чехословацких фильмов-сказок, среди которых, «Храбрый портняжка», «Король Дроздовик», «Златовласка» и, конечно же, «Три орешка для Золушки», в 70-х – 90-х обожали без исключения все от мала до велика…