Экскурсия по Праге. Архитектура Праги

Экскурсия в Праге. Архитектура Праги

Будучи лицензированным гидом в Праге,

  • я провожу свои собственные индивидуальные экскурсии,
  • в течение которых рассказываю и показываю то, что интересно мне самому.

Сегодняшняя экскурсия по Праге посвящена архитектуре Праги.

  • Прага – пуп Центральной Европы, а потому всё европейское представлено здесь в полный рост.

Имея за плечами богатейшую тысячелетнюю историю, Праге есть чем похвастаться и в смысле архитектурных изысков.

Прага. Костёл Девы Марии у Тына

Вообще говоря, серьёзное увлечение архитектурой – это отличный повод начать изучать все науки подряд, потому как она абсорбирует в себе весь спектр человеческих знаний.

Вопрос о том, что в большей мере влияет друг на друга: человек на архитектуру или архитектура на человека, вечен и риторичен...

  • Архитекторы и люди, увлечённые историей архитектуры, вызывают у меня искренний пиетет.
  • И коль скоро выпадает случай побродить по Праге со знатоком вопроса, я делаю это с большим удовольствием.

Чтобы как-то обозначить сценарий этой экскурсии по Праге, я решил очень коротко и схематично написать общие слова об истории европейских архитектурных стилей в той или иной мере представленных в Праге.

Итак.

В давние-предавние времена дремучие европейские леса были заселены всевозможными варварскими племенами. 

Однажды эти варвары захватили Вечный город Рим, потом его разрушили, а со временем начали юзать всё, что было придумано недооценившими их римлянами…

Идеи каменного строительства галлы, фризы, лангобарды, готы и прочие лесные жители подхватили именно в Риме.

Из-за сверхмалого числа сохранившихся построек с докаролингской эпохи сказать что-то внятное об их первых опытах довольно сложно, а посему Аахенский комплекс Карла Великого условно принимают за точку отсчёта истории европейского зодчества.

Массовым же оно становится лишь в XI веке, и с этого времени говорят о так называемом романском периоде в архитектуре.       

Поскольку те времена были до предела наполнены искренними религиозными переживаниями, архитекторы и архитектура находились на службе у Бога – из камня в основном строили молельные дома.

  • Романская архитектура во многом была наследницей древнеримской,
  • а потому её несущими частями являлись стены.

Желая увеличить размер свода, архитектор всегда утолщал стену так, чтобы она выдержала нагрузку.

11 июня 1144 года была сдана в эксплуатацию базилика Сен-Дени. Этот день считается днём рождения готики.

  • Чьё-то прозорливое предположение* о том, что вес и давление каменной кладки можно перенести со стены на колонну,
  • привело к появлению новой строительной технологии.

Этот прорыв подвёл к следующему: ушедший через распалубку на пучки колонн упор, освободил пространство в стенах, которое заполнили огромные окна, нашедшие своё место в стрельчатых арках. Разгрузившие же несущие столбы аркбутаны, контрфорсы и пинакли позволили безболезненно увеличить количество нефов.

Таким образом, интерьер собора освободился от лишней массы, а свет стал своего рода строительным материалом. Это ли не революция?

С готикой в архитектуру пришла эпоха огромных пространств, в которых человек не на шутку ощутил себя молекулой мироздания.

  • …Через два столетия в Италию пришло время ренессанса, иначе говоря, реанимации древнеримских традиций.
  • Увы, будучи явным технологическим упрощением готики, ренессанс привёл к потере важных знаний и навыков.

Через много столетий архитекторы из XIX века, внимательно изучая утраченный опыт своих готических предшественников, возродили их мастерство в чугуне, что спровоцировало очередную инженерную революцию, именуемой модернизмом.

  • Однако в XVII столетии, когда был взят курс на барокко, до XIX-го века ещё было очень далеко…
  • Барочную архитектуру нельзя назвать технологически прорывной, но зато это наверняка была архитектура сильных эффектов!

Дома, дворцы и церкви заговорили с людьми на совершенно новом языке. Но прежде всего это был утончённый диалог архитектора с камнем, формой и светом.

С подачи Джованни Лоренцо Бернини этот новый стиль жизни и архитектуры начал стремительно распространяться по всей Европе. Овальный план, креповки, неравномерная расстановка колонн и множественные скульптурные композиции – вот главные черты Версаля, Сан-Суси, Шёнбрунна и дворцов в Петергофе.

Архитектурные игры с ритмом, линиями и новыми формами сделали барокко невероятно популярным в Европе. Статуи, до тех пор стоявшие в своих нишах словно часовые, теперь расселись на карнизах, активно жестикулируя, дуя в трубы и болтая босыми ногами…

  • Окружив европейца театральными декорациями и наполнив его жизнь новыми смыслами, к середине XVIII века барокко уступило место рококо.
  • С этого времени Европа на несколько десятилетий превратилась в круглосуточный театр!

Тем временем «за спиной» разгульного барокко появился новый стиль, совместивший традиции готики и античности. Его пионером принято считать Андреа Палладио.

  • Однако барочную звезду окончательно закатили радикальные реформы аббата Ложье, высказанные им в «Эссе об архитектуре» (1752).
  • Его призыв строить проще, используя простые детали, привёл к победе классицизма.

Долго ли, коротко ли…

…Пришла вторая половина XIX века...

Наследственные монархии начали сменяться национальными государствами, и это наполнило европейскую культуру новыми импульсами.

  • С 1850-х по 1890-е годы на архитектурном подиуме потусилась довольно спорная эклектика, а потом пришёл взрывной модерн!

Новые прорывные технологии конца XIX века молниеносно изменили жизнь в Европе, заодно обновив и её архитектурные стили. В городах возникли неожиданные и непривычные, но очень комфортные для людей пространства. Появилась некая геометрическая агрессия как символ резко ускорившегося времени…

Буквально за тридцать быстротечных лет ар-нуво успел повзрослеть, вырасти и оставить достойное потомство в виде очередных архитектурных стилей.

В послевоенные годы Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ, Оскар Нимейер, Ле Корбюзье, Зеп Руф и множество других талантливых людей поспособствовали распространению новых модернистских взглядов на архитектуру, материалы и планировку.

Что касается архитектуры Праги, её нельзя рассматривать вне контекста истории города. Прага испокон веков развивалась на оживлённом пересечении торговых путей и была средоточием многих интересов.

  • В архитектуре Праги есть всё от коренастых образцов романского периода до ярких примеров современного деконструктивизма.

В течение нескольких часов можно в удовольствие поговорить об этом городе на фоне истории европейской архитектуры.

Архитектура Праги – это чудесная тема, интересная мне именно как разговор... Иногда я стараюсь избегать долгих монологов, не переходящих в диалоги.

На всякий случай сообщу – замечательные архитектурные образцы непременно встречаются во время ознакомительной экскурсии по Праге.

Цена этой экскурсии в Праге 150 евро.

 

* Крёстным отцом готического стиля принято считать аббата Сугерия.